Экология

Занятия с детьми по экологическому воспитанию проводятся со II младшей группы. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста предполагает использование разнообразных форм работы. Это занятия и уроки, экскурсии, практическая деятельность, природоохранные акции, работа кружков и клубов с природоведческой тематикой; проведение экологических викторин и олимпиад, выпуск с детьми экологических листовок.
Вся работа по экологическому образованию и воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста на следующих подходах
и принципах:

• непрерывности и преемственности содержания, в котором программный материал располагается в последовательности с учетом возрастающей детской компетентности;

• развивающего характера обучения, основанного на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций;

• формирование у детей основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе;

• развитие понимания взаимосвязей в природе
и места человека в них;

• воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе;

• вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;

• формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;

• развитие первоначальных географических представлений.

Техническое и методическое обеспечение занятий 

С детьми младшего возраста на занятиях по экологическому воспитанию используется программа «Детство» О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». Используемые на занятиях модели, помогают развивать у детей важнейшие операции мышления и активизировать экологический словарь детей. С детьми среднего возраста работа основывается на программе Л. Венгера "Развитие" и программе О.А. Воронкевич "Детство". В старших и подготовительных группах работа опирается на программу «Развитие» Л. А. Венгера и дополнительные методическое пособие
М. Д. Маханевой «Экологическое развитие детей
дошкольного и младшего школьного возраста».

Программа «Развитие» позволяет реализовать поставленные цели по экологическому развитию детей, дети с помощью моделей и схем учатся сравнивать, анализировать (наблюдая за объектами природы, рассматривая и изучая строение живых объектов), обобщать (учатся объединять животных и растений в группы на основе выделения существенных признаков). За основу при проведении занятий берутся схемы наглядного моделирования, что способствует умственному развитию детей.
При проведении занятий для демонстрации вспомогательного
визуального материала
используется мультимедийная техника.

Увлекательны задания компьютерной программы «Мир природы» по темам: «Что такое природа?», «Смена времен года», «Распространение цветковых растений», «Круговорот веществ в природе», также «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» также способствуют расширению знаний детей об окружающем мире. Такие задания проецируются на интерактивную доску, что позволяет всем детям визуально осмыслить изучаемый материал.

Формы и методы организации работы 

Основным методом в экологическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста является наблюдение.
С помощью наблюдений ребенок не только познает внешние параметры объектов природы, но и учиться сравнивать, делать выводы.
В каждой группе, в каждом классе есть свой «огород на окне». Дети наблюдают за ростом и развитием растений, целенаправленно выращивают растения, приносят в качестве корма обитателям живого уголка «Зимнего сада» (зеленые ростки овса для морских свинок, кроликов и т. д.).

Учащиеся выращивают рассаду овощных растений (перца, томатов и др.), рассаду садовых растений (циннии, сальвии, агератума и др.) для последующей высадки в открытый грунт огорода прогимназии. В марте-апреле проводится конкурс на «Лучший огород на окне», дети вместе с воспитателями готовят презентацию своего огорода (сочиняют стихи, рассказы).

Практическая деятельность в природе имеет ключевое значение. Индивидуальные проявления ребенка в практической деятельности – это показатель
его экологической воспитанности и культуры.
В «Зимнем саду» организовано дежурство детей.

Имеется своя теплица, где дети наблюдают за выращиванием огородных и цветочных культур, ухаживают за ними, высаживают на клумбы.
Кружки «Любознайка» для детей старшего дошкольного возраста и «Юный эколог» для младшего школьного возраста играют важную роль в воспитании чувства экологической ответственности. Занятия в кружках дают возможность глубже познать природу, способствуют развитию интереса к предметам естественно-научного цикла, проводятся в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие «нового».

Еще одной формой экологического воспитания является проведение природоохранных акций, праздников, где конкретизируются представления детей о роли озеленения и сохранения чистоты воздуха в нашем городе, формируется понятие о себе как о жителе планета Земля, от которого во многом зависит жизнь всего живого. В рамках Недели экологии проводится акция «Построим экологический город», направленная на защиту города – города, в котором легко дышится и живется.

 

Проведение праздников на экологическую тему стало традицией в стенах прогимназии. Проводятся КВН «Экологическая ромашка», приуроченный к празднику «День Земли», экологическая викторина «Природа – наш дом» («День Окружающей среды). Оформляются стенды : «День Заповедников», «День Птиц», «День Воды», «День Земли», «День Охраны окружающей среды».