Шахматы

«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы» (В.А.Сухомлинский)

В прогимназии занятия по шахматам проводятся в старшей, подготовительной, логопедической группах, с учащимися 1-4 классов. Воспитательно-образовательная работа с дошкольниками ведется по программе Костенюк А.К., Костенюк Н.П. «Как научить шахматам» с использованием методики обучения детей первоначальным навыкам игры в шахматы. Обучение школьников ведется по адаптированной программе «Шахматы – школе». Оборудован кабинет, где представлены:
демонстрационная доска с набором магнитных фигур; комплекты шахматных досок 
с наборами шахматных фигур; шахматные часы; интерактивный комплекс с шахматными программами; учебная литература для дошкольников и школьников; дидактические материалы; карточки с шахматными диаграммами.

Задачи программы на дошкольной ступени:

• образовательная – расширение кругозора, активизация мыслительной деятельности дошкольника, тренировка логического мышления и памяти, наблюдательности, внимания;

• воспитательная – выработка у ребенка настойчивости,
выдержки, воли, спокойствия, уверенности в своих силах;

• эстетическая – формирование умения находить в обыкновенном необыкновенное, восхищение изяществом и красотой отдельных ходов и простых шахматных комбинаций;

• физическая – воспитывать потребность у ребенка быть здоровым через шахматные физкультминутки.

Задачи программы в начальной школе:

• расширить и углубить знания по истории мировых шахмат, России, эволюции игры;

• расширить и углубить знания по стадиям шахматной
партии: дебюту, миттельшпилю, эндшпилю;

• совершенствовать формирование у учащихся
аналитико-синтетической деятельности;

• продолжить совершенствовать технические навыки учащихся;

• содействовать формированию личности нового типа.

В педагогическом процессе огромное внимание уделяется преемственности дошкольного и школьного образования. Проводятся матчевые встречи между дошкольниками и учащимися 1 класса, сеансы игры школьников и выпускников с дошкольниками.

Используются разнообразные формы урока: шахматные турниры среди мальчиков и девочек во всех классах; матчевые встречи, конкурсы решения задач и комбинаций; сеансы одновременной игры в трёх вариантах:

1. сеансер - мастер ФИДЕ (в щадящем режиме – «без ферзя») против учащихся;
2. победители турниров против остальных учеников;
3. сеансеры - все желающие.

Ученики участвуют в городских, региональных, республиканских турнирах, сотрудничают с МБОУ ДОД «ДЮСШ по шахматам» АМР.