Логопед

Общение ребенка с взрослым является основой его психического развития, однако в последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми семейными и производственными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.

Неблагоприятная экологическая обстановка, родовые травмы, соматическая ослабленность детей также являются причиной роста речевых дефектов. Все большее распространение среди детей дошкольного возраста получает общее и фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
С целью оказания своевременной квалифицированной помощи дошкольникам с недостатками речевого развития в нашей прогимназии работает логопедическая группа.

Отбор детей в логопедическую в группу проводится психолого-медико-педагогическим консилиумом прогимназии из контингента дошкольников 5-6 лет данного учреждения, а состав детей логопедических групп утверждается городской психолого-медико-педагогической комиссией.

Цель коррекционной работы – исправление недостатков речи дошкольников:

а) исправление нарушений звукопроизношения,
б) развитие фонематического слуха и предупреждение дисграфии,
в) развитие связной речи,
г) обучение грамоте.

Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего воспитательного процесса: своевременное обследование детей, рационально составленная сетка занятий, планирование индивидуальной работы с каждым ребенком в соответствии с общим планом, наличие планов фронтальных занятий и оснащение их необходимым оборудованием и наглядными пособиями.

Логопедизация - это тесное взаимодействие логопеда, родителей, воспитателя и всех остальных специалистов прогимназии: музыкального руководителя, воспитателей по физической культуре, по изобразительной деятельности, по обучению татарскому языку, экологическому воспитанию, психолога. Работа по расширению словарного запаса детей, проводимая в рамках совместной деятельности всех специалистов, позволяет более полно реализовать речевую и другие психические функции дошкольников с нарушениями звукопроизношения.

Ежедневно организуются индивидуальные занятия с детьми. Отбор содержания, способов и приемов логопедического воздействия осуществляется с учетом структуры речевого дефекта и психологических особенностей ребенка. Применяются здоровьесберегающие методы и средства, что особенно важно в работе с детьми с речевой патологией.

Фронтальное занятие посвящается определенному звуку и лексико-грамматической теме (в соответствии с программой и коррекционным планом). Применение игровых методов и разнообразного дидактического материала позволяет сохранить интерес детей на протяжении всего занятия.

В связи с тем, что для дошкольников с нарушениями речи характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления, мелкой и артикуляционной моторики), в логопедической группе проводится комплексная работа по коррекции не только речевых, но и психических процессов.

Дошкольники с речевой патологией отличаются быстрой утомляемостью, поэтому многолетний опыт работы показал целесообразность использования в перерывах между занятиями минуток релаксации в сопровождении звуков живой природы на аудионосителях.

Чрезвычайно важно установить тесную деловую связь логопеда с родителями и воспитателями массовых групп, активизировать их творческие возможности, вовлекать их в совместную коррекционно-развивающую работу, поэтому еженедельно в прогимназии организуются консультации для родителей и педагогов. Их присутствие на индивидуальном занятии формирует уверенность и заинтересованность в успешном результате коррекции речевого дефекта ребенка, вырабатывает сознательное и ответственное отношение к логопедическим занятиям.

Практика показывает, что использование прогрессивных методов и современных средств логопедической помощи при позитивном взаимодействии всех участников коррекционного процесса: ребенка, родителей, педагогов, психологов и медработников ведет к достижению максимально высоких результатов в преодолении нарушений речи и успешной социализации детей.

В прогимназии организуются заседания психолого-медико-педагогических консилиумов с целью мониторинга психо-речевого развития дошкольников от 1 до 3-х лет, раннего выявления отклонений в развитии и оказания психолого-педагогической помощи по коррекции этих отклонений.